May Queen (mq) wrote,
May Queen
mq

Слизывая ностальгические слезы со щек...

В догонку дискуссии у maria_d, решила таки опубликовать староарховное...

Трактат ГРУЗИЛЫ о Музыке
( Из переписки)


Квин!! Это не совсем трактат. Это ответ Рыбе - на то, что она сказала, что музыка, которую она не понимает - дерьмо. И что нет объективных критериев. Для восприятия желательна музыкальная школа, но и так сойдет...

Начало: Вот блин. Ну, понеслась...


Для начала - экскурс в физику звучания предметов. Представь себе струну, натянутую на двух гвоздиках. Её дергают - и она издает звук. Колеблется она по закону сложения колебаний. Во-первых, она колеблется всей длиной, и издает при этом основной тон.

ОДНОВРЕМЕННО в струне образуется стоячая волна с узлом в середине - то есть та же струна колеблется каждой своей половинкой отдельно. Музыку ты изучала, поэтому знаешь, что этот звук - в два раза (на октаву) выше основного. Он постоянно присутствует в звуке струны, и называется нулевым обертоном. Звучит он, соответсвенно, тише основного тона - амплитуда-то меньше. Это было во-вторых.

В -третих, та же струна, одновременно с первыми двумя колебаниями (основной тон и нулевой обертон) колеблется и так, что делится на три части (стоячая волна с двумя узлами). Каждая из "третЕй" струны издает свой звук, называемый первым обертоном. Он на терцию выше нулевого обертона, и на октаву с терцией выше основного тона. Не устала? Дальше.

Есть и стоячая волна из четырех частей струны. Она на квинту выше по звучанию нулевого обертона. Далее идут третий, четвертый, пятый и т.д. обертоны. Соответственно, они всё тише и тише, но присутствуют - теоретически - до бесконечности. Обычный человек физически слышит (не различая, конечно) - примерно до четвертого обертона. Музыканты - до пятого-шестого. Моцарт, вроде, слышал до седьмого.

Так, как колеблется струна, колеблются и все упругие предметы, которые могут издавать звук. Вместо струны могут быть волокна дерева, голосовые связки, кристаллы металла, камня, объемы воды, ветра и т.д. Физика звучания у всех одна.

Теперь самое главное. Если ты помнишь, нулевой обертон - на октаву выше Тона. Первый обертон - на терцию выше нулевого обертона (который тот-же Тон, но выше на октаву). Второй обертон - на квинту выше нулевого обертона. Тон, терция, квинта. Ничего не напоминает? Надеюсь, напоминает. Это - мажорное трезвучие, основа всей музыки. А первый, второй и третий обертоны составляют минорное трезвучие, которое в музыке, как понимаешь, тоже не редкость.

Повторяю тебе ещё раз. Вся так называемая "благозвучная" музыка строится на мажорных и минорных трезвучиях. Это ты должна знать. И те и другие присутсвуют в ФИЗИКЕ любого звука. Представляешь себе, человек миллионы лет слушал мажорные и минорные трезвучия в журчании ручья, в ударе каменным топором по черепу мамонта, в крике ребенка.. ВЕЗДЕ! И эволюционно сформировалась физиологически обоснованные нормы вкуса! Любить такие трезвучия - это то же, что любить пресную воду, любить температуру +25 градусов, любить, когда не болит голова. Тепернь ясно, откуда берется "приятная" музыка?

Открыли этот факт (о существовании благозвучных и неблагозвучных интервалов) давно. Вначале вообще использовали в музыке только терцию и квинту. Всё остальное - фиг. (Так было в третьем веке- григорианские хоралы). Потом осмелели, научились использовать и другие ступени. Вкус постепенно развивался.

Например, в средние века интервал увеличенная кварта (УК) (До- Фа-диез) считался демоническим (попробуй, возьми его на рояле гармонически, то есть одновременно обе ноты). Во всех учебниках есть байка о том, как инквизиция спалила органиста, который по-пьянке взял на органе эту самую увеличенную кварту. Ну, это было давно. А потом композиторы решили задачу (чисто математическую) о том, как, используя УК, добиться благозвучного звучания. И теперь она - непременный атрибут торжественных мелодий. Гимн СССР начинается с УК (со-юз!). А всего -то делов - создать такую гармонию, которая к концу второго такта приведет заданную УК мелодию в квинту или тонику.

Теперь джаз. Это утонченный садизм. "Свинг" как раз и подразумевает кручение-верчение около благозвучных нот, услиливая напряжение слушателя. Время от времени это напряжение разряжается - сотнями разных приемов. Самый простой - играешь аккорд. Тон-терция... увеличенная кварта (народ нервничает)... терция (немного почище, но от неуютного ощущения ещё не ибавились)... и потом - бац! Уходим через парралельную тональность в квинту к основному тону. Кайф! Ну и т.д. "Кручение" (свинг) может быть мелодическим, гармоническим, ритмичесим, звуковым - и везде свои законы и особенности.

Чарли Паркер (знаменитый джазист 30-х годов) изобрел кучу методов джазовой импровизации. Например - метод доминантовой замены. В мелодии напряжение от извратов он разрешал не в тонику, а в доминанту (квинта от тоники). А мозги человека (разумеется, достаточно развитые музыкой мозги) - интуитивно домысливали мелодию до тоники!! То есть человеку казалось, что он слышит тонику, потому что его заставляли это услышать! А на самом деле он слышал квинту! Представляешь, какой кайф не просто слышать музыку, а ПОНИМАТЬ, отчего происходит такой интересный эффект!! И таких приемов сотни. Самые сложные подразумевают решение задач о сходимости рядов - как, начав мелодию в "неверном" направлении, всё-таки выбраться на устойчивые звуки. Более сложные приемы - использование для этого гармонии (аккордов). Мелодия может идти "не туда", а гармония выправляет её путь. Это сложение гармонических и мелодических интервалов - офигенно сложная штука, и её проходят в консерватории два года.

Далее. Все инструменты звучат по разному. Они отличаются тембром. А тембр - это сочетание громкостей обертонов. У одних инстументов лучше слышится второй обертон, у каких-то - пятый. И ведь на этом можно сыграть! Зачем играть тонику на скрипке, если вместо этого можно сыграть звук, на квинту ниже на трубе, а у неё второй обертон громкий - вот вам и тоника вылезет!! И т.д. Это уже оркестровка. Вообще высшая математика.

Ну, я ещё могу некоторое время распростроняться. Главное - что музыка - офигенно сложная НАУКА. Решения многих задач носят исключительно абстрактный интерес, они не интересны в звучании. Вернее, интересны лишь тем, кто понимает. Со временем вкус окружающих развивается, и они становятся восприимчивы к тому, что раньше казалось - дерьмо. Что-то подобное проделывает и Шнитке, но что именно, я не знаю - мои познания остановились на уровне второго курса музучилища.

А для тупых - пожалуйста. Мажорные и минорные трезвучия. Удар топора по черепу мамнота. Или Влад Сташевский, на худой конец. Можешь, конечно, оставаться с ними. И гордиться этим.

Ну и хватит.

P.S. Имейте в виду, что это писал не проффесиональный музыкант, а так - сочувствующий.
P.P.S. С Новым Годом!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment